Главная » Статьи » Всё про танки » История танков

История танков: Ferdinand
20 апреля 1942 года Гитлеру были показаны опытные образцы тяжелых танков, разработанные конструкторскими бюро «Хеншель» и «Порше». Они произвели неплохое впечатление, и поначалу фюрер отдал распоряжение о серийном производстве обеих машин. Но потом в силу ряда причин решено было остановиться на проекте фирмы «Хеншель». В это же самое время появилась необходимость создания самоходного орудия под 88-мм пушку PaK 43 фирмы «Рейнметалл». При этом техническое задание требовало довести толщину лобовой брони до 200 мм и задавало ограничение по массе для будущей машины — 65 тонн. Невостребованные шасси Порше решили использовать в качестве базы для новой самоходки.

Работы начались в сентябре 1942 года. Проектирование вели совместно фирма «Порше» и берлинский завод «Алкетт». Из-за большой длины пушки Порше выбрал для своего орудия схему с задним расположением боевой рубки и размещением двигателей в средней части машины. В связи с задней компоновкой боевого отделения бытует мнение о том, что шасси вообще развернули задом наперед. Это мнение ошибочно: и танк, и самоходка «смотрели» в одну сторону. Это можно понять хотя бы по тому, что ведущее колесо, как у танка-прототипа Порше, так и у САУ, располагалось сзади.

В феврале 1943 года Гитлер лично присвоил новому орудию имя «Фердинанд», отдав дань уважения конструктору. 16 февраля 1943 года заводы «Нибелунгеверкен» приступили к сборке детища доктора Порше.

Боевая рубка самоходки представляла собой усеченную четырехгранную пирамиду. Материалом для нее служила цементированная морская броня. Лобовой лист рубки в соответствии с требованиями технического задания имел толщину 200 мм. Лобовая броня корпуса, изначально имевшего всего 100-мм защиту, усиливалась при помощи еще одного листа такой же толщины, который был закреплен при помощи специальных болтов. На бортах и корме броня была тоньше — всего 80 мм. Сзади рубки был оборудован круглый люк, предназначенный для демонтажа поврежденного орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа в экстренных случаях.

Амбразура для орудия в лобовом листе рубки прикрывалась маской грушевидной формы. Скоро выяснилось, что конструкция маски была не слишком удачной и при попадании в нее мелкие осколки и брызги раскаленного металла проникали внутрь машины. Чтобы исключить эту опасность, на масках орудий почти всех «Фердинандов» закрепили бронированный щиток квадратной формы.

Из-за того, что рубка располагалась в задней части машины, а двигатели стояли посередине, экипаж самоходки оказался разделенным. В рубке находились командир, наводчик и двое заряжающих, а в передней части, в отделении управления, располагались механик-водитель и радист. Отделения разделялись между собой металлическими перегородками, так что связь внутри танка осуществлялась при помощи внутреннего переговорного устройства.

Толстая броня и прекрасная пушка делали «Фердинанд» чрезвычайно опасной машиной. Выпущенные им снаряды гарантированно пробивали советские танки с дистанции около 1 000 метров. Советским артиллеристам и танкистам приходилось вести огонь с куда меньших дистанций, т.к. в противном случае германский бронированный монстр оставался неуязвимым.

Однако нельзя достичь идеала во всем. Детище Порше было очень тяжелым и не отличалось хорошей проходимостью и мобильностью. Перед каждым выходом «Фердинанда» на боевое задание требовалась тщательная разведка маршрута.

Если ознакомиться с мемуарами и воспоминаниями фронтовиков, то может показаться, что счет произведенных «Фердинандов» шел на тысячи, и воевали они по всей линии фронта. В реальности было построено всего лишь 90 машин, и единственное массированное их применение произошло на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри и поселка Теплое в составе двух дивизионов.

Там «Фердинанды» получили свое боевое крещение, и оно оказалось нелегким. Правда, надо отметить, что броня сыграла свою роль, и наибольшие потери самоходки понесли на минных полях. Только одна машина оказалась под концентрированным огнем семи советских танков и батареи 76-мм противотанковых орудий, но на ней нашли всего одну пробоину в борту возле ведущего колеса. Еще три «Фердинанда» были уничтожены бутылкой зажигательной смеси, гаубичным снарядом крупного калибра и попаданием авиационной бомбы соответственно.

Из всей советской техники способной эффективно противостоять «Фердинандам» оказалась только СУ-152. Им удалось подбить за один бой четыре машины немцев.

После Курской битвы «Фердинанды» были отведены во Францию и Австрию для ремонта и модернизации. Одним из важных дополнений в конструкции стал пулемет, установленный в шаровой установке на лобовой броне. Прежде самоходка не имела оружия защиты от пехоты, и это могло оказаться фатальным в реальных боевых условиях. Кроме пулемета, добавили командирскую башенку и повернули другой стороной броневой щиток на маске орудия, так что швы его стали смотреть наружу. Это упрощало монтаж щитка. Боекомплект орудия был увеличен до 55 выстрелов. После модернизации самоходка получила новое имя — «Элефант». Однако до самого конца войны ее чаще называли более привычным именем «Фердинанд».

Несмотря на то, что на Восточном фронте самоходных орудий Порше воевало совсем немного, они успели породить настоящую волну боязни «Фердинандов». Так могли назвать любую немецкую самоходку, даже ту, которая внешне ничем не напоминала бронированного монстра. Кроме того, за уничтожение «Фердинанда» полагался орден, в связи с чем нашлось немало желающих приписать себе столь громкую победу.

Попытка использовать «Элефанты» в Италии в 1944 году оказалась провальной. Туда было отправлено 11 машин, но оказалось, что местные грунты совершенно не подходят для них. Самоходки вязли прямо под огнем, и немцы не имели даже возможности их эвакуировать из-за постоянного обстрела. Несколько машин были выведены из строя американскими самолетами. 6 августа в Австрию на ремонт вернулось всего 3 самоходных орудия.

1 мая 1945 года два последних «Фердинанда» были захвачены советскими и польскими солдатами в ходе боя у площади Карла-Августа.
Категория: История танков | Добавил: maxilon (22.09.2012)
Просмотров: 978 | Теги: История, ПТ, Ferdinand, танк | Рейтинг: 0.0/0

Игра World of Tanks

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]