Главная » Статьи » Всё про танки » История танков

История танков: Tiger I
Трудно оспорить заявление, что немецкий танк PzKpfw VI Tiger является символом бронетанковых войск Третьего рейха. Отнюдь не будучи идеальной боевой машиной, этот танк все равно стал одной из вершин конструкторской мысли Германии периода Второй мировой войны.

Изначальная концепция танковых войск Германии не предполагала того, что армии понадобится более мощный танк, чем PzKpfw IV, несущий короткоствольное 75-мм орудие. Но потом немцы немного пригляделись к соседям и поняли, что для штурма укрепленных районов вроде французской линии Мажино, этой машины недостаточно. Да и британские танки «Матильда» были слишком хорошо бронированы, чтобы рассчитывать на то, что немецкие «панцеры» легко с ними справятся. Поэтому в 1937 году командование вооруженных сил Германии отдало распоряжение начать работы по проектированию танка прорыва. Первоначально за это дело взялось конструкторское бюро фирмы «Хеншель», возглавляемое инженером Эрвином Адерсом. Оно создало прототипы под рабочим названием DW1 и DW2, которые так и не стали серийными машинами, но позволили Адерсу аккумулировать полезный опыт, который пригодился ему в будущем, когда создавался уже непосредственно «Тигр».

Вопреки стереотипному мнению, Германия начала Вторую мировую войну, не имея несметных и несокрушимых танковых полчищ. Блестящие победы вермахта в Европе строились в большей степени на неожиданной и чрезвычайно эффективной доктрине молниеносной войны, чем на техническом превосходстве. И только после нападения на Советский Союз, впервые столкнувшись с танками Т-34 и КВ, немцы поняли, что новый танк нужен армии как можно быстрее. При этом нельзя сказать, что ответом стал именно «Тигр». Гораздо раньше на вооружении немецких танков появилась длинноствольная 75-мм пушка KwK 40, позволявшая эффективно сражаться с «толстокожими» советскими машинами.

Идея нового тяжелого танка, который обладает большой огневой мощью и сильной защитой, была предложена Гитлером в мае 1941 года. Каждому танковому соединению германской армии предлагалось придать по 20 машин нового типа для увеличения ударной мощи. Работы по воплощению идеи в металле поручили двум конструкторским бюро. Первым было бюро Адерса, у которого на тот момент разрабатывался танк-прототип VK 3601(H). Вторым конструктором стал доктор Фердинанд Порше, к которому фюрер очень благоволил, несмотря на то, что пока Порше проявил себя больше по части разработки автомобилей, нежели танков. Опытные образцы нужно было представить на суд фюрера в мае – июне 1942 года.

Фирма «Хеншель» быстро построила первую опытную машину VK3601(H). Благодаря использованию старых наработок, с самого начала танк получил надежную ходовую часть и моторно-трансмиссионную группу. А вот с вооружением возникли проблемы. 75-мм орудие с коническим стволом, разработанное фирмой «Крупп», стреляло бронебойными снарядами с вольфрамовым сердечником весом в 1 килограмм. Столь расточительное использование дефицитного и дорогого металла было сочтено приемной комиссией неразумным, и проект танка отклонили.

Конкурент Адерса, Фердинанд Порше, решил использовать в своем прототипе наработки, оставшиеся после опытного танка VK3001(P). Для своего нового детища, получившего имя VK4501(P), он применил ту же самую компоновку моторного отсека и электрическую трансмиссию. На образец Порше планировалось устанавливать 88-мм пушку KwK 36, разработанную на базе знаменитой немецкой зенитной пушки Flak 18/36. В варианте для танка ему добавили дульный тормоз и электрический спуск. Порше, полагавший, что благожелательное отношение Гитлера к нему – залог победы в конкурсе проектов, не стал дожидаться результатов испытаний и заказал для своего танка шасси и башни. После чего, уверенный в своем триумфе, решил дальше не напрягаться и ждать полигонных испытаний.

Адерс, несмотря на то, что его танк был отклонен, сдаваться не намеревался. Он решил переработать свой прототип под то же самое орудие, что и Порше. В результате, когда работы над шасси были закончены, еще не была готова подходящая башня. И в это же время у Гитлера родилась странная идея: он решил отправить на фронт прототипы обоих танков без прохождения испытаний. А затем потребовал, чтобы Порше к осени построил 60 машин, а «Хеншель» — 25. Это было нереально, но конструкторы не могли прямо заявить Гитлеру, что его замысел неосуществим. Чтобы построить к заданному сроку хотя бы несколько танков, Адерсу пришлось ставить на свое шасси башню, разработанную Порше.

В день рождения Гитлера конструкторы устроили для него показ своих машин. Здесь Порше оконфузился, решив разгрузить свой образец с железнодорожной платформы своим ходом. Тяжелый танк просто-напросто увяз в грунте. Адерс не рисковал: его танк снимали большегрузным краном. В ходе испытаний оба прототипа сумели показать свои сильные и слабые стороны. Машина Порше была более скоростной, а танк Хеншеля превзошел ее в маневренности. У VK4501(H) перегрелся и воспламенился двигатель, а VK4501(P) продемонстрировал низкую надежность электрической трансмиссии. В итоге изначально было принято решение, что в серию будут отправлены оба танка, но позднее командование убедило Гитлера в том, что машина Эрвина Адерса была предпочтительнее. Фюрер, при всех своих симпатиях к профессору Порше, был вынужден согласиться. А невостребованные шасси тяжелого танка, заказанные Порше, впоследствии были использованы при строительстве противотанкового орудия «Фердинанд».

Новый танк получил название PzKpfw VI Tiger. Серийное производство его началось в августе 1942 года. На протяжении войны машина хоть и выпускалась всего в одной модификации, но подвергалась большому количеству доработок и изменений.

Специально для «Тигров» в войсках была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон. В зависимости от ситуации, батальон мог действовать как самостоятельно, так и в качестве средства усиления других частей. Обучение новых экипажей производилось на базе 500-го запасного батальона в Падерборне. Набор личного состава происходил как из числа опытных танкистов, так и среди новобранцев. Причем изначально все эти люди были добровольцами, желавшими поскорее опробовать в деле новые чудо-танки. 

На Восточный фронт первые «Тигры» прибыли в августе 1942 года. 29 числа эшелон разгрузил 1 роту 502 батальона на станции Мга недалеко от Ленинграда. Из-за того, что Гитлер торопил с отправкой нового оружия на фронт, конструкторам не удалось толком отладить машины. Поэтому сразу же после прибытия начали происходить множественные поломки. У одного из «Тигров» даже загорелся двигатель. Вплоть до середины сентября механики занимались ремонтом танков; многие детали приходилось доставлять самолетом с заводов Германии.

Первое боевое применение «Тигров» закончилось неудачно: один танк заглох, и его пришлось бросить, а еще три застряли в болоте — с большим трудом их удалось эвакуировать. Брошенный танк был взорван. В январе 1943 года еще один «Тигр», практически не поврежденный, был захвачен советскими войсками на Волховском фронте. После изучения этих двух трофеев для бойцов Красной армии были составлены памятки о том, как нужно бороться с PzKpfw VI.

Дальнейшие бои с участием «Тигров» под Ростовом, Харьковом и Ленинградом показали, что этот танк является действительно грозным противником. Его толстая броня выдерживала попадание большинства пушек. Надежное поражение и уничтожение немецких машин обеспечивалось только стрельбой по бортам и в корму. Также практиковалось поражение ходовой части: гусеницы сбивались снарядом, либо под них забрасывалась связка гранат. Широко применялись и были страшной угрозой бутылки с зажигательной смесью. Протекая через вентиляционные решетки, она вызывала пожар в двигателе «Тигра».

1 декабря 1942 года «Тигры» впервые были применены в Африке. Роту из состава 501-го тяжелого батальона направили на усиление отступающего корпуса Эрвина Роммеля. В сражении при Тебурбе немцы одержали полную победу, уничтожив 134 американских и английских танка, понеся минимальные потери в технике. Однако в этих боях погиб командир роты. Далее «Тигры» продолжали воевать отдельными группами по две-пять машин, всегда нанося тяжелый урон технике союзников.

Африка стала тяжелым испытанием для конструкции танка. Постоянный перегрев, пыль и тяжелые дорожные условия приводили к многочисленным поломкам. Снова сказались недоработки конструкции, на устранение которых у изготовителей не было времени.

В апреле 1943 года немцы потерпели окончательное поражение в Африке. Все «Тигры», остававшиеся на тот момент в строю, были либо взорваны экипажами, либо попали в руки союзников.

В боях под Курском принимали участие 139 «Тигров». Из-за небольшого количества они не могли оказать сколь-нибудь серьезного влияния на ход боевых действий, тем более что применялись разрозненно. Однако к тому времени слава «Тигра» бежала впереди него, и в советских войсках была распространена самая настоящая «тигрофобия». В результате за «Тигра» могли принять любой немецкий танк, чаще всего — Pz-IV. В бою «Тигры» показывали себя хорошо, особенно если им удавалось долго вести огонь по противнику с больших дистанций, на которых советские танковые и противотанковые пушки не могли эффективно пробивать броню немецких машин.

«Тигры» сражались до самого конца войны. И все это время они оставались чрезвычайно грозными противниками для любого танка антигитлеровской коалиции.

В общем и целом, танк Эрвина Адерса был лучшим немецким тяжелым танком времен Второй мировой войны. Он был отлично сбалансирован с точки зрения брони и вооружения. Для своей массы машина была достаточно поворотливой. Плавный ход, который обеспечивала шахматная подвеска, позволял эффективно вести огонь на ходу. Управление танком было настолько простым, что в немецких войсках даже ходила поговорка: «Ну ты неумеха! Тебе только «Тигром» управлять!» С другой стороны, танк был чрезвычайно дорогим в производстве и трудным в ремонте. Для того чтобы заменить поврежденный каток внутреннего ряда, требовалось до трех суток работы,  а коробку передач нельзя было заменить, не сняв башню.

Экипажи «Тигров» высоко отзывались о боевых качествах своей машины, а ее создатель Эрвин Адерс даже получил уважительное прозвище «Отец тигров».

До сегодняшнего дня этот танк остается популярным: о нем пишется множество книг, выпускаются масштабные модели, танк можно увидеть во многих компьютерных играх. В металле также сохранилось немало экземпляров этого танка, причем некоторые из них до сих пор на ходу.
Категория: История танков | Добавил: maxilon (22.09.2012)
Просмотров: 1663 | Теги: История, Tiger, Tiger I, танк | Рейтинг: 2.0/1

Игра World of Tanks

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]